Попятные планеты — руководство к действию. Часть 2. "Четыре лика" планеты и цикл развертывания планетарного принципа

Года полтора назад на книжных прилавках появилась книга Дэйна Радьяра «Астрологический ключ к изучению психологических комплексов». Книги Радьяра всегда имели большое значение как источник идей и вдохновения в том направлении астрологии, которое разрабатывает А.Ф. Семенко. Так и эта книжка, несмотря на небольшой объем, содержала в себе изрядное количество интересных мыслей (хотя и чувствовалось, что Радьяр написал ее не в лучшем состоянии духа).

Одна из идей заключалась в возможности четырех разных подходов к интерпретации принципа планеты в зависимости от того, является ли она:

а) утренней или вечерней звездой;
б) ретроградной или директной.

Если в натальной карте человека планета является «утренней звездой», т.е. имеет меньшую долготу, чем Солнце, и вследствие этого появляется на востоке раньше него, то можно сказать, что принцип этой планеты выдвинут вперед, в авангард личности человека. Эта планета символизирует как бы инструмент, с помощью которого человек прокладывает путь по жизни. Там, впереди еще все неизведанно, не у кого спросить, не с кем посоветоваться, и человек вынужден опираться в основном на собственное восприятие нового опыта. А значит, в области управления данной планеты человеку свойственна самостоятельность, активность и исследовательский азарт при некоторой узости поля зрения.

Меркурий в таком положении Радьяр называет Меркурием-Прометеем, и обладатель его ориентирован на активное использование интеллекта, общения и прочих меркурианских проекций для добывания информации в процессе самостоятельного исследования мира. Такой человек скорее склонен сам узнать ответ на вопрос, чем спросить чужое мнение. Он привык полагаться на свой ум и не боится шагнуть в неизведанное. Для человека с прометеанским Меркурием не очень важно, насколько существенны добытые им знания для других, главное — чтобы самому было интересно. Он подобен шахтеру в забое, занятому добычей угля; для него не так уж важно, что с углем происходит потом, на поверхности земли.

Венеру – утреннюю звезду Радьяр называет Венерой-Люцифером (не пугайтесь слова «Люцифер», оно означает «несущий свет»). Для ее обладателя характерна активность в получении эмоционального опыта. Он делает первый шаг во взаимоотношениях, не очень-то ориентируясь на общепринятые нормы, имеет свои собственные, индивидуальные представления о красоте, о ценности вещей. Это исследователь и экспериментатор в искусстве, в моде, в отношениях между людьми.

Наоборот, если планета является «вечерней звездой», т.е. имеет большую долготу, чем Солнце, и потому заходит на вечернем небе позже Солнца, для проекций этой планеты в личности человека характерна меньшая активность, но большее поле зрения, больший охват. Это как бы тыл армии, поглощающий добытые другими трофеи, ведущий их учет и систематизацию и обеспечивающий наступающие части всем необходимым. Человек, обладающий такой планетой, в области ее управления не склонен предпринимать активных действий для добывания нового опыта. Он скорее прислушается к опыту, добытому другими людьми, сопоставит разные мнения, приведет их в систему и сделает для себя выводы.

Меркурий в таком положении Радьяр называет Меркурием-Эпиметеем, и человек, имеющий такой Меркурий в натальной карте, не является добытчиком знаний, прокладывающим новую дорогу через джунгли неведомого. Он скорее картограф, наносящий на карту земли, открытые другими. Его ум систематичен и аналитичен. Он является кладезем различных знаний, и для него важна их объективная полезность, а не только субъективный интерес. Он классифицирует, систематизирует добытые сведения, и в результате получает новый смысл.

Венере – вечерней звезде Радьяр дает название Венера-Геспер. Обладатели такого типа Венеры во взаимоотношениях, в моде, в подходе к ценностям склонны прислушиваться к мнению общества, других людей. Они менее целеустремленны, больше склонны к разнообразию в эмоциональном опыте, к сомнениям и обобщениям.

Оба типа планет могут кроме того быть директными и ретроградными. Проявления принципов директных планет более соответствуют некоторой общепринятой норме, поскольку такие планеты движутся в том же направлениии, что и светила, а их проекции в личности человека ориентированы главным образом на освоение внешнего мира. В жизненных ситуациях, связанных с такими планетами, бывает акцентирован внешний ход процесса, внешняя сторона события, реальный смысл происходящего.

Совершенно противоположное можно сказать о планетах ретроградных. Их обладатели воспринимают внешний мир опосредованно — через собственную внутреннюю реакцию. В жизненных ситуациях, соответствующих ретроградным планетам, главное происходит внутри, неявно, скрыто от поверхностного наблюдателя. Внешняя сторона здесь не информативна и не очень существенна. Обладатели таких планет в чем-то «не от мира сего», поскольку внешние трудности они успешнее всего преодолевают, меняя что-то внутри себя.

Из сочетания двух вариантов расположения планеты относительно Солнца и двух направлений движения рождаются четыре типа проявления каждой из планет. Рассмотрим их вслед за Радьяром на примере Меркурия (я лишь оформляю его идею в свои слова).

1. Меркурий-Прометей ретроградный. Очень интересная ситуация: с одной стороны, человек склонен активно искать ответы на возникающие у него вопросы, добывать знания, а с другой стороны, важнейшее направление поиска знаний в таком случае — через себя и внутрь самого себя. Здесь ярче всего действует принцип: «Учеба — это вспоминание того, что мы уже на самом деле знаем». Для того, чтобы понять окружающий мир, человеку надо в первую очередь разобраться в самом себе.

2. Меркурий-Прометей директный. Обладателю такого Меркурия нравится ощущать силу собственного интеллекта, он направляет свое мышление на интересующие явления внешнего мира и добывает сведения, питающие его любознательность. Для того, чтобы понять себя, этому человеку важно понять происходящее в окружающем мире.

3. Меркурий-Эпиметей директный. Обладатели такого типа Меркурия строят ментальную модель мира из кирпичиков, добытых более специализированными Прометеями. Для них очень важно обнаружить в мироздании некоторую структуру, поскольку они подобны существам с внешним скелетом: их собственная структура обусловлена наличием структуры внешней и является ее отражением. Они замечают закономерности внешнего мира, а потом приспосабливают к ним свою жизнь.

4. Меркурий-Эпиметей ретроградный. Для этих людей важнее структура внутреннего мира. Они усваивают информацию, добытую другими людьми во внешнем мире, но для того, чтобы приложить ее в первую очередь к самому себе. И если в самом себе удалось навести порядок, происходящее снаружи также становится осмысленным. Яркий пример этого типа — последователь сразу нескольких направлений духовного развития или самооздоровления, берущий от каждого специализированного направления понемногу для создания собственной концепции.

Покончив с описаниями четырех меркурианских типов, я решил подтвердить их примерами и взял для этого данные рождения исторических личностей, знаменитостей и просто известных людей, так или иначе проявивших себя в меркурианской сфере деятельности. Разделил лист бумаги на четыре части и сел за компьютер, собравшись вписывать каждое имя в соответствующую графу. Однако результаты работы несколько изменили мою тактику и оказались довольно поучительными.

Быстрее всего заполнилась именами знаменитостей графа для директных Прометеев. Набор имен говорит сам за себя: Гоголь, Горький, Кант, Фрейд, Пушкин, Ломоносов, Ньютон, Кеплер, Байрон, Кулибин ... Список можно было бы продолжать очень долго.

Почти не отстали директные Эпиметеи, и в целом подбор имен подтверждает описание этого типа Меркурия. В эту компанию попали Ленин, Маркс, Герцен, Декарт, Карамзин, Дарвин и целых три шахматных знаменитости: Каспаров, Таль и Алехин.

А вот графы для попятных типов Меркурия долго оставались пустыми. В конце концов я специально занялся поисками знаменитостей с попятным Меркурием. Далеко не сразу, но обнаружились ретроградные Прометеи. Один только список их имен навевает ощущение глубины и тайны: Роберт Бернс, Агата Кристи, Жорж Сименон, Михаил Булгаков; здесь же оказался и Ганеман, основоположник гомеопатии, проверявший действие лекарственных средств на самом себе.

После долгих поисков я обнаружил всего двух обладателей ретроградного Эпиметея. Это Парацельс и Александр Блок.

Казалось бы — просто перечисление имен, а сколько материала для размышлений!

Рассуждая в том же ключе, в котором описаны четыре типа проявления Меркурия, можно охарактеризовать и четыре типа проявления Венеры, Марса и других планет.

Но давайте взглянем на вопрос несколько иначе. В своем движении, наблюдаемом с Земли, Меркурий последовательно проходит через все четыре рассмотренных типа проявления, образуя своеобразный цикл. А в методике преподавания А.Ф. Семенко важное место занимает концепция так называемого универсального цикла — многоуровневой структуры, проявляющей себя во всех возможных природных циклических процессах. Наиболее крупное деление универсального цикла — четыре квадранта. Если попытаться увидеть в чередовании планетарных типов структуру универсального цикла, то будет естественно каждому типу поставить в соответствие один из квадрантов. Но как именно выполнить это распределение?

Проще всего было бы соединить начала двух циклов — реального и универсального. Что же принять за начало цикла чередования планетарных типов? Радьяр считает, что таким началом планетарного цикла является гелиоцентрическое соединение планеты с Землей — своеобразное «новопланетие» (по аналогии с новолунием). С геоцентрической точки зрения такая ситуация соответствует нижнему соединению Меркурия (или Венеры) с Солнцем, т.е. границе между двумя ретроградными типами: Меркурием-Эпиметеем и Меркурием-Прометеем. Точно так же, как в новолуние «деятельность Луны, задачей которой является построение жизнеорганизмов, оплодотворяется и направляется Солнцем», нижнее соединение Меркурия с Солнцем «означает в полной мере то же самое в сфере ума. Солнечная воля (или энергетический потенциал) истекает извне к Земле и человеческим существам через канал Меркурия». То есть точно так же, как новолуние дает Земле биологический лунный импульс, развивающийся затем в соответствии с фазами лунного месяца, «новомеркурие», нижнее соединение дает земле ментальный меркурианский импульс, который развивается в соответствии с четырьмя типами проявления Меркурия.

Первый тип, ретроградный Прометей, соответствует квадранту «Самоосознания» универсального цикла. Если сопоставить универсальный цикл с циклом развития цветкового растения, то первый квадрант соответствует набуханию семени, его подготовке и прорастанию. В семени идут сложные внутренние процессы, внутренне оно сильно меняется. Но внешне никаких перемен не заметно. Фактически то же самое характерно и для ретроградного Меркурия-Прометея: активное внутреннее стремление при незначительном внешнем проявлении.

Директный Прометей соответствует квадранту «Самопроявления». Символическое растение проклевывается и начинает стремиться к поверхности земли, к свету. Так и директный Меркурий-Прометей врывается в новую область опыта, стремясь достичь просветления, озарения.

Директный Эпиметей — это квадрант «Выхода во внешний мир» универсального цикла. Символическое растение в этом квадранте появляется над поверхностью земли, растет ввысь, вширь, захватывает максимально возможное пространство и в конце концов расцветает. Так и директный Меркурий-Эпиметей стремится расширить понимание реальности, делая ее восприятие сложным и многомерным.

Наконец, ретроградный Эпиметей соответствует квадранту «Перехода в новое качество». Растение отцветает, приносит плоды и увядает. На поверхности земли вроде бы ничего не остается, но в земле готовятся новые всходы. Представителей ретроградного Эпиметея не случайно меньше всего среди знаменитостей. Их задача — опустить накопленный за цикл развития опыт в темную глубину плодородной почвы, чтобы после периода созревания старые идеи дали новые всходы.

Все эти рассуждения могут показаться излишне теоретическими, но на самом деле они вполне применимы на практике и дают хорошую основу для наблюдения за собственной жизнью, для осмысления ее не как случайного сочетания событий, а как последовательного закономерного процесса.

Начнем, например, с нижнего соединения Меркурия с Солнцем. В день соединения Солнце как бы посылает в наш мир через посредство Меркурия некую новую идею. Что это за идея? Кое-что можно понять, познакомившись с сабианским символом градуса, в котором произошло соединение (взятым из «Астрологической мандалы» Радьяра или из его же «Астрологии личности»; сам я предпочитаю второй вариант). [Начиная отсюда, концовка статьи может показаться несколько куцей. Дело в том, что я убрал пример из личных наблюдений, приводившийся на занятии. С одной стороны, он слишком длинный, с другой — слишком личный. Тем не менее план исследования приводится подробно, и я настоятельно рекомендую читателям провести такое исследование в собственной жизни.]

Но так мы поймем только общее для всех нас содержание новой творческой идеи, а ведь каждый воспринимает ее по-своему. Чтобы понять, что эта идея сообщает именно вам, к какой области вашей жизни она относится, посмотрите, в каком доме вашего гороскопа происходит нижнее соединение Солнца и Меркурия. Для одних людей новая меркурианская тема, а значит и новый цикл развертывания принципа Меркурия, будут более важными, для других — менее. Посмотрите, не образуется ли в градусе соединения аспектов к важным точкам вашего гороскопа. Чем больше таких аспектов, тем более значимым будет для вас предстоящий цикл. Сами аспекты и планеты, с которыми они образуются, укажут на особенности развития темы цикла.

На первом этапе, пока Меркурий, уже став Прометеем, еще остается ретроградным, идет скрытое развитие идеи, подготовка ее к проявлению. Но вот наступает день, когда Меркурий становится директным. Начинается проявление идеи, и особенности этого проявления для всех людей и для себя лично вы также можете понять, исходя из:

a) сабианского символа градуса Зодиака, в котором находился Меркурий при перемене направления движения;
b) дома вашего гороскопа, в котором этот градус находится;
c) аспектов к точкам вашего гороскопа, которые из этого градуса образуются.

Второй период развития идеи длится довольно долго — до верхнего соединения Меркурия с Солнцем, когда новая идея, отработанная в самостоятельных усилиях, выносится на суд общества и движется к кульминации развития — к точке, в которой Меркурий остановится перед тем, как снова станет ретроградным.

Понятно, что градусы, в которых происходят верхнее соединение, а затем смена направления движения планеты, также характеризуют (по рассмотренной выше схеме) очередной этап развертывания планетарного принципа.

Нетрудно распространить план исследования, изложенный применительно к Меркурию, и на другие планеты. Надо лишь помнить, что началом цикла (началом квадранта «Самоосознания») является середина периода попятного движения планеты (гелиоцентрическое соединение планеты с Землей). Для внешних планет — Марса, Юпитера и т.д. в этом случае геоцентрически наблюдается не соединение, а оппозиция планеты с Солнцем.

Надеюсь, читатели справятся с такого рода исследованием самостоятельно, и уверяю, что они получат множество интересных впечатлений и значительно разовьют свое понимание астрологии.

© 2024 Александр Колесников